Психологическая адаптация младших школьников
11 сентября 2024
В начале учебного года для родителей первоклассников начинается новая жизнь, полная открытий, интересных задач и ситуаций. Между тем, новые задачи сопряжены со сложностями адаптации вчерашних дошколят. Сегодня мы поговорим о том, на что обратить внимание в начале учебного года.
В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. На них могут указать:
хроническая неуспеваемость. Она возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
уход от деятельности. Проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»;
негативистская демонстративность. Характеризуется плохим поведением ребенка, чтобы обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
вербализм. Это особый тип развития ребенка, при котором у него хорошо развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
лень. Может возникать из-за незначительного процента познавательных мотивов, низкой потребности в теоретических знаниях, неуверенности в собственных силах, особенности темперамента и др. Приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.
Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности и – главное - оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.
В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. На них могут указать:
хроническая неуспеваемость. Она возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
уход от деятельности. Проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»;
негативистская демонстративность. Характеризуется плохим поведением ребенка, чтобы обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
вербализм. Это особый тип развития ребенка, при котором у него хорошо развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
лень. Может возникать из-за незначительного процента познавательных мотивов, низкой потребности в теоретических знаниях, неуверенности в собственных силах, особенности темперамента и др. Приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.
Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности и – главное - оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.