18 февраля — Международный день синдрома Аспергера

18 февраля — Международный день синдрома Аспергера
15 февраля 2024
Синдрома Аспергера – это расстройство аутистического спектра (РАС), и оно гораздо распространённее, чем может показаться на первый взгляд. По данным некоторых авторов, оно встречается у 1 из 45 новорожденных детей в мире; при этом у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Признаки РАС заметны у детей с раннего возраста. Но иногда постановка диагноза может занять годы: проявления не всегда специфичны и в некоторые периоды жизни могут присутствовать и у детей с обычным развитием.
Признаки синдромом Аспергера были выявлены у Стива Джобса, Николы Теслы, Чарльза Дарвина, Моцарта, Альберта Эйнштейна, Микеланджело. А недавно о наличии у себя синдрома Аспергера рассказал Илон Маск.
У детей могут быть следующие признаки синдрома Аспергера:
Ритуальность поведения и зацикленность на определенной теме.
Непонимание шуток и переносного значения фраз.
Часто раннее и быстрое речевое развитие.
Необычная реакция на сенсорные стимулы.
Повторяющееся поведение («стимы»).
Неуклюжесть.
Нарушение зрительного контакта.
Все это может вызвать трудности коммуникации и социальной адаптации. Однако благоприятные условия, где понимают, принимают, поддерживают и направляют развитие ребенка, позволяют ему добиться успеха в разных профессиональных отраслях: науке, музыке, спорте, литературе и многих других.
Можно облегчить человеку с РАС задачу, если придерживаться в общении с ним некоторых принципов:
1. Соблюдайте личные границы: не надо брать за руки, обнимать, прикасаться к человеку, если он не попросил вас об этом.
2. Не повышайте голос, старайтесь избегать резких перепадов интонации.
3. Не требуйте поддерживать зрительный контакт.
4. Не просите «вести себя нормально», если вам кажется, что человек поступает странно. Для таких людей характерны особенности поведения: они могут махать руками, вставать на носки, издавать громкие звуки. Это способ успокоиться и собраться.
5. Старайтесь придерживаться правил и привычек человека с РАС. Такие люди плохо адаптируются к переменам. Если человек с РАС привык сидеть на одном стуле, брать что-то с определенного места – не меняйте это.
6. Люди с РАС могут чрезмерно реагировать на нормальные для остальных раздражители (громкую музыку, яркий свет, необычный запах). Лучше избегать сильных раздражителей в их присутствии из-за вероятности эмоционального возбуждения.
7. Люди с аутизмом могут не сразу понимать, что им говорят. Обработка мозгом речи у них, как правило, нарушена, и поэтому требуется больше времени, чтобы ответить вам. Старайтесь делать паузы, подождите и не перебивайте.
8. У людей с РАС бывают эмоциональные срывы – особенно это касается детей. Если ребенок с родителями, не нужно навязчиво вмешиваться или пытаться его отвлечь, это может только усугубить ситуацию. Постарайтесь не акцентировать внимание, приглушите свет, уберите громкий звук. В общественном месте можно по возможности предложить родителям побыть с ребенком в отдельном от остальных посетителей помещении, чтобы снизить сенсорную нагрузку.
Помните, все мы разные и каждый в этом мире нужен!